понедельник, 9 мая 2022 г.

Полицейская история

Ну вот и продрался ещё через две игры сериала Trails, про который уже писал, пытаясь охватить взглядом сразу всю серию и передать ощущения по прохождении третьей арки. На этот раз всё моё свободное время пожрала дилогия Кроссбелла, а именно: "Trails from Zero" и "Trails to Azure". Хотя, пока они ещё официально не выпущены на английском, может, их лучше называть "Zero no Kiseki" и "Ao no Kiseki"?.. Но проходил всё-таки не на японском, а с фанатским патчем на английский от группы Geofront. Этой осенью на основе их перевода выйдет уже официальная версия первой части, так что с некоторых пор добыть игру с геофронтовским патчем стало проблематично: группа убрала его из общего доступа. Пришлось немного порыться - ведь, как известно, интернет помнит всё :)

Поначалу запустил было на эмуляторе версии с PSP - их-то найти сильно проще, но во многом игры отличаются. Во-первых, естественно, переводом: он там просто другой - местами лучше "Геофронта", местами хуже. Но главное, нету традиционных для серии "смищных" посланий в открытых сундуках. Просто "Сундук пуст" - и всё. А это скучно. То ли дело: "Ну что, уже сундуки обносим? Докатилась полиция..."

Во-вторых, версии это портативные, и там нет удобной функции "Турбо", как на ПК. А однообразная беготня без перемотки реально утомляет. В-третьих, качество графики: приставочное окошко в разрешении 480х272, растянутое на весь экран, выглядит отстойно даже для JRPG, где графон - далеко не главное... если конкретнее, картинка расползается в пиксельную кашу. А на ПК-версии выставил 1280х960 - и уже относительно неплохо :) Единственный недостаток ПК-версии - не проигрывались видеоролики, хотя в настройках видео включил. Пришлось отдельно их просматривать из папки "movies", что слегка попортило удовольствие.

Теперь по впечатлениям. Перед тем, как взяться за серию, успел наслушаться, что эта дилогия - прямо какой-то шедевр, самая лучшая в серии. Отчасти, думаю, это справедливо. В каждой арке Trails есть своя изюминка, которая ставит её особняком среди остальных, и данная дилогия - не исключение.

Сюжет

Зайду сразу с козыря. В самую первую очередь эти две игры выделяются на фоне всей линейки благодаря лучшей в серии работе с сюжетом. Если в трилогии "Trails in the Sky" была изложена не особенно замысловатая приключенческая история в антураже стимпанка, а в "Trails of Cold Steel" нам дважды продают однотипную сказочку про боевое слаживание отряда лоботрясов школьников в учении и в реальном бою, то здесь всё куда серьёзней. 

Перед нами оказывается мир, гораздо больше похожий на наш, чем в других частях. Ну, разве что с лёгким налётом сказочности: поначалу в виде причудливой живности, гуляющей по местным лужайкам, да ещё магия кристаллов - везде куда ни плюнь (Final Fantasy, привет!). А так - почти всё то же самое: действие идёт в мегаполисе 1980-90-х годов, часто подмигивая тебе знакомыми по голливудским боевикам той поры штампами и подыгрывая на фоне музычкой в духе "Ностальгия по восьмидесятым".

Картину мира обычно видишь глазами героев, и вот тут хорошо проявляется отличие от других игр серии. В первой и третьей арках главные герои - подростки. Да-да, и в Trails of Cold Steel III-IV тоже: инструктор Рин там за пассивного лидера типа инструктора Сары в Cold Steel I-II - он лишь "готовит почву", а действуют именно ученики. 

Так вот, мир в этих играх подаётся игроку с точки зрения подростка 14-16 лет, который только вступает во взрослый мир. Наивная Эстель, а также неопытные ученики Торской академии постепенно знакомятся с миром, учатся на своих и чужих ошибках, взрослея по ходу игры. При этом реально хлебнувший лиха Джошуа чаще молча наблюдает в стороне, а реально понюхавшие пороху Фи и Эш где-нибудь кемарят. Они слишком рано повзрослели, им это больше не нужно. 

В арке Кроссбелла героям (кроме 14-летней Тио, пережившей реальную жесть) уже от 18 лет. Это молодёжный возраст, начало взрослой жизни. И взгляд на мир для игрока здесь тоже повзрослее.

С самого же начала тебе дают понять: сказочки закончились, сынок... это Кроссбелл, детка... Город Греха. Тебя здесь ждёт тяжкая полицейская служба - к тому же, в виде салаги, об которого вытирают ноги все кому не лень. 

Конкретно не лень коллегам-полицейским, что считают твой свежесформированный отдел то зелёными балбесами, то ряжеными клоунами, а то и тухлым пиар-проектом бездарного начальства. 

Не лень загруженным работой по горло конкурентам-брасерам, что тянут все заботы граждан на своих плечах и видят в тебе только лишнюю помеху под ногами. Не лень прессе, всегда готовой в своих репортажах облизывать всеобщих любимцев брасеров, а тебя облить грязью - просто так, для смеха. 

Даже сами граждане, кого ты должен защищать и кому вроде бы пришёл служить, тебя откровенно презирают - просто потому, что репутация у полиции в этом городе прочно застряла ниже уровня плинтуса.

А причина этому - коррупция, цветущая здесь пышным цветом. Все прекрасно знают, что настоящие хозяева города - чужеземцы-соседи из империи Эребония и республики Кальвард. Именно в их интересах работают продажные городские власти, и именно их гражданам здесь сходит с рук практически что угодно. Да и сам город является чем-то вроде колонии для обеих держав, регулярно забирающих в виде дани часть городских доходов. 

Тем временем, в подпольном мире Кроссбелла по факту безнаказанно орудует могущественная мафиозная группировка Реваче. Местная полиция бессильна против мафии по двум причинам: во-первых, бандиты купили с потрохами многих местных политиков; во-вторых, сама группировка тесно связана с одной из соседних держав. 

Одновременно, из другой державы в город всеми силами пытается пролезть крупнейший преступный синдикат Хэй-Юэ. Назревает нешуточная схватка между конкурирующими группировками, и этот замес не сулит ничего хорошего ни правоохранительным органам, связанным по рукам и ногам, ни простым горожанам. 

И в такой вот непростой момент - видимо, для совсем уже полного счастья - в городе всплывает новый мощный наркотик... 

Пока же всё стремительно катится в Геенну, "сливки общества" упиваются своим богатством на тайных вечеринках и регулярно проводят под присмотром мафии сомнительные с точки зрения закона мероприятия. 

Между тем, то и дело краем глаза нет-нет да ловится в тенях едва заметное шныряние - это идёт подковёрная работа агентов иностранных спецслужб, и не только соседних...

Ну и как тебе сказочка, дружок? Кстати, сказочность тут постепенно всё-таки проявится. Вдобавок к обычному головняку новичка-легавого, дальше из древних развалин в пригородах вдруг полезут самые натуральные демоны. 

Многие же из прежних знакомых внезапно превратятся в зомби, послушных воле единственного недобитка из древнего зловещего культа. А то ли ещё будет... 

С закрытием этого кошмарно нервного дела в первой игре - Trails from Zero - проблемы города не закончатся: в Trails to Azure придёт пора большой политики, игры разведок, хакерских атак, терактов, военных провокаций, жестоких погромов как за городом, так и посреди родных кварталов. 

Громким финалом станет попытка военного вторжения сразу с нескольких сторон и потрясение основ всего континента - на политическом и экономическом фронтах. А после раскрытия грандиозного заговора в верхах всё накроется суперкирдыком космических масштабов. И кому в таких условиях всё разгребать? Правильно - стражам закона из департамента полиции Кроссбелла! 

По итогу получается такой типичный криминальный детектив, сперва перерастающий в мистический ужастик, а затем по очереди в политический триллер, лихой боевик и под конец - в катастрофу с традиционным спасением мира. В серии Trails не было настолько ядрёного бульона из разных жанров, да ещё с такой подробной проработкой деталей - ни до, ни после Кроссбелльской арки. 

Как по мне, с точки зрения сюжетной составляющей, это венец всей серии. В остальных частях повествование либо набирало силу к этому моменту, либо скатилось в самоповторы.

Персонажи

Проработка персонажей меня удивила. Второстепенные ощущаются прописанными с очень большим старанием и прямо, я бы сказал, "с душой". Видимо, сказалась проработка квестов и атмосферы, с которыми они тесно связаны. А ведь и правда - мирок-то Кроссбелла и впрямь очень тесен, там очень быстро запоминаешь почти всех статистов. 

Наверно, чтобы эти персонажи долго не приедались, многих из них наделили собственной историей и даже личностным ростом на протяжении всей дилогии. Следить за тем, что они переживают день за днём, бывает занимательно. 

А вот что самое удивительное - главные герои по сравнению с ними получились просто картонными. Будто их взяли из стандартного набора типовых анимешных болванок: пробивной герой, девица-отличница, аутистка-хакерша и баламут-ловелас. В отличие от героев других игр в серии, эти на протяжении всей истории никак не растут и не развиваются. Конечно, по ходу пьесы ты постепенно узнаёшь их прошлое и персональный тёмный секрет, который каждый из них скрывает, но в корне ни один из главных героев так и не меняется. 

Максимум, что с ними происходит - это душещипательная беседа с главным героем, состоящая из навязших в зубах мотивационных шаблонов. В остальном - никакого прогресса: какими пришли в начало, такими вышли в конце. Разве что набрали сотню лишних уровней крутости.

Но, может быть, в этом есть какая-то своя логика? Ведь у нас всё-таки не подростковая история о воспитании героя, а более взрослая - про то, как состоявшиеся личности меняют мир вокруг себя. А раз их характеры уже сложились, то ничего менять в них больше не требуется. Они пришли в игру с готовым багажом приобретённого ранее опыта и кое-какими наработанными связями - и теперь всё это добро осталось лишь с толком применить на пользу общества. Вот только с развитием истории в следующей арке они тупо поблекнут на фоне остальных героев, взросление которых ты наблюдал сам. 

Например, того же инструктора класса VIII Рандольфа Орландо, ставшего бледной тенью прошлого себя, другие персонажи постоянно задвигают на задний план. А вот я бы с радостью проследил его драматичный путь - от раннего детства до Красного Жнеца и дальше, - да только кто же мне сделает такую игру? Ведь там не будет главного, что требуется в истории с подзаголовком "The Legend of Heroes" - ни легенды, ни героя...

Если вкратце: второстепенные персонажи традиционно не обделены вниманием, но с главными - полный провал. Хотя возможно, что так и было задумано.

Под капотом

Здесь впечатления противоречивые. Есть классные моменты, а есть то, что просто вымораживает. Например, после первой трилогии очень трудно привыкнуть, что в локациях не дают вращать камеру. Решение разработчиков понять несложно: область действия - самая крохотная во всей серии, нашпигована всякими интересными фишками и секретами по самое не балуй. Потому что иначе ну никак - просто не развернёшься. И тут приходишь ты такой, поворачиваешь разок камеру - и сразу открываешь кучу потайных проходов с сундуками. При этом перед тобой некрасиво зияют дыры на задниках локаций. 

А ещё в этом случае слетела бы перспектива на текстурах - потому что легче нарисовать что-то на одном полигоне, чем ставить отдельный объект или даже спрайт, нагружая и без того тяжёлую на портативной приставке игру. Вот потому и прибита камера гвоздями, и смотрит только туда, куда нужно... 

Но всё равно на фоне предыдущих частей такое неудобство воспринимается как отыгрыш назад. К тому же, из-за искусственно ограниченного поля обзора не раз случалось натыкаться вслепую на монстров.

Зато из-за компактного театра действий концентрация на единицу площади всяких сюжетных находок, секретов и скрытых квестов просто потрясающая. Другим играм серии просто не угнаться. Что сразу и демонстрирует третья арка, Trails of Cold Steel, передирая многие квесты из арки Кроссбелла. Например, помощь с доставкой посыльному из компании "Капуа", помощь в воссоединении отца с давно брошенным чадом, спасение деревни от коварного афериста и т.д. 

Но даже это не предел: повторяемые там (во II и IV частях) целые сюжетные главы с собиранием разбросанной по всей стране партии и полётами на летучем корабле просто тупо отштампованы по шаблону с заключительной части Trails of Azure

Здесь я вполне могу понять Falcom: начиная с третьей арки, компания превратила серию Trails в настоящий конвейер, одновременно занимаясь при этом ещё серией Ys и проектами вроде Nayuta no Kiseki с Tokyo Xanadu. Когда на руках слишком много работы, качество неизбежно проседает.

Но и арка Кроссбелла не стесняется копировать из прошлых частей, причём не самое лучшее. Остались здесь бесячие пережитки из Trails in the Sky - вроде запутанных лабиринтов без карты, хотя стало их заметно меньше. 

Однако по-прежнему бывает, что встречаешь в подземелье развилку на три стороны, выбираешь ход, видишь в следующей комнате развилку ещё на две и гадаешь про себя: "Эта дрянь вообще закончится когда-нибудь?" Какое счастье, что катакомбы культа под Альтаиром проходятся всего один раз, и больше соваться туда не придётся!..

Ну хватит о плохом, надо бы припомнить и что-нибудь приятное. А, ну конечно! Здесь ты встречаешь главных героев, от лица которых играл в прошлых частях, а также некоторых из спутников. Эстель и Джошуа приедут в Кроссбелл в первой игре и помогут героям наладить добрые отношения с Гильдией. 

Отец Кевин с сестрой Рис объявятся во второй игре, как и принцесса Клаудия с бродягой-трубадуром Оливье :) Кроме того, будут встречи с персонажами, которые раскроются во всей красе только в следующих играх. 

Короче, встречаем популярную фишку - фансервис, который нехило так эксплуатировался ещё в прошлой игре - Trails in the Sky the 3rd. В новых играх создатели не бросают это занятие, а играют на твоей ностальгии со всё возрастающей силой. Таким образом, в конце следующей истории - Trails of Cold Steel - игроку уже удастся поиграть почти за всех полюбившихся героев этой большой серии.

Здешняя боевая механика также является логичным промежуточным шагом на пути к следующей арке. Тут вводятся новшества, которые тоже закрепятся в будущих играх: 

  • мастер-кристалл, 
  • атака в спину на поле с дальнейшим преимуществом уже в рукопашной, 
  • всеобщая атака, 
  • накопление шкалы ярости, 
  • контратака в ответ на промах 
  • и ввод повышающих коэффициентов для опыта за эффективные приёмы в бою. 

Плюс стало удобнее пользоваться инвентарём и тасовать кристаллы: на замену предмета в ячейке теперь тратится два нажатия кнопки вместо четырёх.

Также именно с этих игр пошла моя любимая на веки вечные фишка - проигранный бой дают переиграть с ослабленным противником. А это значит, что отныне игры Trails стали стопроцентно проходимы. В остальном - всё то же, что и в первой арке. 

По-прежнему радуют, например, традиционные для всей серии разумные мобы. Заметив тебя на поле, они не несутся тупо жрать, как в подавляющем большинстве RPG, а сперва прицениваются. Если понимают, что слабее - сразу удирают, избавляя тебя от бессмысленной драки за крохи опыта.

В мини-играх тоже ничего особенного: всё те же рыбалка, готовка да чтение книг с газетами. Добавились только азартные игры в местном казино и сетевой тетрис. Бесполезная ерунда - как обычно, я всё это пропускаю. Если что, головоломку с паролем из популярной книги тупо забрутфорсил, перебирая варианты. А обязалку в тетрис даже не напрягался и сам себе всё завалил, но подоспевшая Тио технично меня спасла :)

Впервые в этой арке также появилась возможность сблизиться с кем-то из спутников. Но картонность главных персонажей отбила во мне всякий интерес наблюдать за этим действом, и я решил: побуду лучше холостым :)

Вкратце: в плане начинки игры - по большей части, это обычный проходной этап длинного эволюционного пути всей серии.

Графика

Движок тот же, что в предыдущих играх: всё те же спрайтовые пупсики бегают по угловатым трёхмерным сценам. Разве что сочности в цветах побольше накрутили да сменили художника на портретах - персонажи теперь стали выглядеть, как в каком-нибудь аниме. Ну и кристаллы в боевом процессоре теперь выглядят не шариками, а кубиками. 

Вот и вся разница. В общем, всего лишь косметические изменения в ожидании грядущего прорыва на следующей арке.

Музыка

В отличие от других игр серии, здешние музыкальные темы очень сильно напирают на "городской" стиль 80-х. Есть отдельные интересные вещицы - например, тема Ариоса Маклейна "Firm Strength", построенная (если верно насчитал) в размере 9/8. 

А в остальном - ничего особо выдающегося, просто профессионально исполненный добротный саундтрек. Это очень хорошая традиция серии, а потому замечательно, что в этом плане тут ничего не поменялось.

По итогу

Если коротко, для меня эта арка определённо не шедевр - просто ещё пара отличных игр с общей для всей серии моралью: "Когда кто-то из твоих правителей снюхивается с "Уроборосом", ничего хорошего не жди". Но если особенностью первой трилогии было открытие для игрока нового мира, а изюминкой третьей тетралогии - графические прорывы, то отличительной чертой именно этих двух игр оказалась самая зрелая и проработанная в серии история. 

Ух, вот и закрыл пробел - посмотрел теперь, как обкусали здоровенную крепость Гаррелию. А также узнал, что за синюшное дерево увидели ученики класса VII с летучего корабля, и куда оно потом подевалось. Теперь в моём списке непройденных частей осталась только "Trails in the Sky 3rd", в которую всё никак не могу втянуться: уже несколько раз забрасывал в самом начале от невыносимой скуки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий