суббота, 23 декабря 2017 г.

"Проект Ито". Не ждали. Gyakusatsu Kikan


Третьей части помпезно анонсированного цикла "Проект Ито" под названием "Орган геноцида" выпала непростая судьба. Спустя несколько лет после начала съёмок, студия Manglobe оказалась не в состоянии продолжать работу по финансовым причинам. В итоге график выхода оказался сорван, а выход картины отменён. Однако через какое-то время проектом занялась новая студия Genostudio (судя по названию, специально собравшаяся под данный проект), которая и довела процесс до завершения.

В процессе описания я не смог удержаться от сравнения третьего фильма с предыдущими частями цикла (первая и вторая). Поэтому обзора независимого, оторванного от общего контекста других новелл, у меня не получилось.

Вкратце


Произведение в духе залихватских технотриллеров Тома Клэнси о погоне высокотехнологичного отряда спецназначения по всему миру за коварным злодеем.

Сюжет


В совсем уже не далёком от нас будущем (а конкретно - в 2020 году) победившая американская демократия в обычной для себя манере наносит добро и причиняет счастье государствам, стонущим под гнётом ужасных диктаторов. Процесс наведения порядка по-американски заключается в тайной отправке по всему миру оснащённых новейшими военными технологиями спецгрупп для ликвидации или поимки особо отличившихся военных преступников.

В ходе одного из таких рутинных заданий оперативники терпят первую за долгие годы неудачу: цель скрылась, а один из надёжных боевых товарищей внезапно слетел с катушек и был своими немедленно ликвидирован. Отряд отправляется по следу таинственного злодея, который неизменно вызывает вспышки геноцида везде, где только объявляется.

По ходу действия не знающий страха (впрочем, и многих других эмоций тоже) отряд в лице главного героя капитана Клависа Шепарда ждут такие испытания, как:


  • "разбор полётов" провальной операции;
  • внедрение под прикрытием, слежка за подозреваемым соучастником злодея;
  • психологическая подготовка к морально неоднозначному заданию, где оперативникам потребуется убивать детей-солдат;
  • штурм резиденции и захват группы военных преступников вместе с главным злодеем;
  • неравный бой за захваченный "груз" с другим высокотехнологичным спецподразделением;
  • скрытное проникновение в новое укрытие злодея и захват цели для передачи под суд.


Что понравилось


Крепкий сюжет шпионского детектива-боевика. В первой половине операция расследования для любителя боевика (то есть меня) выглядит несколько затянуто, но дальше действие набирает хороший темп.

Достаточно хорошо проработанная атмосфера мира и - в отличие от предыдущих частей - не картонные основные персонажи, а рельефные личности, охотно раскрывающие зрителю мотивы своих действий.

Отсутствие фальшивого морализаторства предыдущих частей. Герои честно признают (или по ходу действия приходят к выводу), что они отнюдь не безгрешны и выполняют грязную работу по приказу власть имущих. А чего стоит признание внезапно нарисовавшегося патриота в том, что резня у дикарей в первую очередь необходима, чтобы самая лучшая в мире страна процветала как можно дольше? И деятельное согласие с ним могущественной корпорации, легко находящей понимание в высших эшелонах власти той же самой страны.

Отсутствие безграмотного философствования предыдущих частей: в этом фильме не будет "глубокомысленных" рассуждений о сознании и душе, имеющих целью навязать зрителю свои убогие взгляды. Есть одна робкая попытка впечатлить эрудицией - в беседе о лингвистике (гипотеза Сепира-Уорфа и последующая тема), но больше, к счастью, это не повторяется. Более того, тонкой самоиронией выглядит персонаж, любящий не к месту упоминать о Кафке - просто потому, что хочет казаться умнее. Таким образом, авторы третьей части воспринимаются несколько более взрослыми людьми, чем те, кто состряпал предыдущие.

Достаточно хорошая графика, даже несмотря на местами очевидные проблемы с анимацией и прорисовкой персонажей заднего плана. Если сравнивать с предыдущими частями - здесь всё явно хуже, но всё-таки стоит принять во внимание трудности, сопутствовавшие процессу создания фильма. Отторжения или отвращения графика не вызывает - для небольшого бюджета это вполне неплохой результат. Хорошо удались эффекты высокотехнологичных графических интерфейсов "дополненной реальности", а также оптического камуфляжа бойцов. Правда, кое-где чувствуется нехватка средств: 3D-модели техники простенькие, некоторые технологичные приспособления (интерьер десантной капсулы или странный пассажирский самолёт) прорисованы откровенно небрежно. Зато сама сцена десанта - со спуском, раскрытием капсулы и огневым прикрытием для выхода бойца - просто загляденье. Хороша также капсула в воде, которая превращается в "механического дельфина", правда, подобное я раньше уже видел - в Ghost in the Shell: Innocence.

Внимание к деталям и подтекстам, наводящим зрителя на мысли. Благообразный внешний вид всех без исключения цивилизованных жителей даётся контрастом со свинской привычкой одного из них (жирными пальцами за телефон, а потом облизывать). Это, конечно, не разрушает наработанного предыдущими частями безупречного образа "людей первого сорта", но хотя бы немного его приземляет, лишая того приторно-фальшивого лоска. Интересный повторяющийся намёк с футбольным матчем: "Штраф за защиту! - Дурацкое правило". Драматичная сцена перестрелки с выбегающими плачущими детьми. Не менее драматичный диалог с раненым товарищем во время перестрелки в сбитом вертолёте. Поднятая мимоходом тема о кровавой цене комфорта, связанная с самоходными устройствами и морскими животными. Обширная тема об относительности свободы. Неожиданная параллель между солдатами "на службе добра" и осуждёнными военными преступниками, которые, оказывается, тоже "просто выполняли работу". И так далее. Всё это просто немыслимо в предыдущих частях цикла.

Практически полное отсутствие русских в фильме. Если сравнить с предыдущими частями, это немалый прогресс. Что-то русское проскальзывает лишь в начале, в виде надписи на грузинской базе, потом при сравнении сложности языков, да ещё кодовое имя одного из бойцов - "Голубой" - произносится там по-русски. И это всё - видимо, "норма на русских" была перевыполнена ранее, поэтому здесь с ними так негусто.

Традиционный для серии суперкирдык вынесен за временные рамки сюжета. Причём он в данном случае поделён на два не таких мощных кирдыка, но тем не менее запускающих цепь необратимых событий: один произошёл до начала и сформировал текущее состояние мира, а второй обязательно состоится после окончания фильма и радикально поменяет положение вещей. Хорошее нестандартное решение.

Отказ от нарочитого вылизывания образа безупречного и благородного "белого человека" на фоне как минимум неприятных "дикарей" или "врагов" - вразрез с практикой предыдущих частей цикла. Местный антагонист сам представляет "исключительных людей", разделяет их образ мыслей и действий, что хорошо иллюстрируется жестоким поворотом в африканском особняке, ставящим кровавый крест на романтической мечте главного героя.

Спорные моменты


В третьем фильме псевдофилософская концепция предыдущих частей практически исчезла, но на смену ей приходит новая, опирающаяся на более "приземлённые" вещи: психологию и что-то вроде нейролингвистического программирования. По задумке авторов, выявленные злодеем "магические заклинания" заставляют людей учинять кровавую резню. Всё происходит потому, что составленные особым образом предложения возбуждают некие области человеческого мозга, отвечающие за поведение в кризисных ситуациях, и одновременно подавляют другие области - те, что отвечают за моральную оценку собственных действий. Эффект от этой напасти весьма кровав, но всё же мало напоминает о бесчувственных или бездушных жертвах из предыдущих частей. Тем не менее, частичное сходство (в плане "отключения" лишь каких-то долей мозга) здесь всё же мало-мальски прослеживается.

Там, где в прошлых частях с людьми происходили жуткие вещи вроде утраты души либо замены рассудка, в новом фильме происходит лишь незаметный "сдвиг в мозгу", влекущий изменения в поведении, но не обращающий человека в нечто откровенно нечеловеческое, как было в прошлых фильмах. Возможно, авторы таким неочевидным образом стремились показать, что эти явления для них равноценны, а пересмотр человеком принятых этических норм равносилен для них потере таких важных вещей, как душа или сознание.

А возможно, и нет - слишком уж слабо и неявно через все три части ими очерчена связь между этими вещами. Слишком у них резок на конечном этапе переход "душа" - "сознание" - "мораль". Тем более, что человек, введённый в подобное "зомбированное" состояние с помощью химических препаратов, с внешней помощью или без неё, но показывает способность самостоятельно вернуться в "нормальное" состояние. В предыдущих частях, имеющих дело с куда более серьёзными составляющими человеческой сути, подобный фокус крайне маловероятен.

Идеологически третий фильм, на первый взгляд, противоположен по позиции двум предыдущим, где авторы явно симпатизировали "цивилизации господ". Здесь же "первому миру" достаётся по первое число, однако не всё так просто. Авторы осуждают здешних "белых людей" не за откровенное паразитирование на остальном человечестве, а лишь за "потерю лица" - отступление от провозглашённых ими же благородных моральных ориентиров, благодаря которым "цивилизация" может противопоставлять себя ужасным дикарям с их жестокими диктаторами и тиранами. В наказание авторы уготовили отступникам суровый приговор, исполнить который предстоит опять же пламенному герою-идеалисту, по сюжету претерпевающему трансформацию из бесстрастного убийцы в эмоционального борца за всё хорошее.

Симпатии же самих авторов фильма явно находятся на стороне группы "анонимных активистов", но, как дальше выясняется по сюжету, эти персонажи оказываются всего лишь безвольной группой "подпольщиков" с инфантильной идеологией ненапряжной оппозиции сложившемуся порядку. Данная группа откровенно нежизнеспособна в нарисованном авторами мире, так как предпочитает "плыть по течению", используя бреши в системе, а не бороться за свои права. Ничего удивительного, что в середине фильма вся их ячейка за считанные секунды прекращает существование под пулями специально тренированных людей.

Придирки


Музыка. Незапоминающийся и невнятный звукоряд. Просто некий дополнительно звучащий фон и не более.

Мелкие огрехи в деталях.

  • Праворульный джип в Грузии. 
  • Отсутствие тепловых ловушек у крутого вертолёта, которые помогли бы избежать попадания ракеты. 
  • Крутое ПВО вокруг африканской усадьбы, стреляющее по самолёту, летящему выше облаков, но пропускающее десантные капсулы. Расслабленная охрана в той же усадьбе, не усиленная после пуска ракеты по вражескому десантному самолёту. 
  • Генерал из Инда, резвящийся в постели с девчонкой (и автоматом), несмотря на непрерывную (и быстро приближающуюся) стрельбу с бойней вокруг. Там же, прямо за занавеской, не смущаясь заседает штаб остальных генералов, а ещё через одну занавеску тихонечко сидит в тенёчке уже сам главный злодей.


Итог


В целом третий фильм получился гораздо лучше предыдущих и вполне удался. Главные составляющие рецепта успеха: избавление от инфантильных фантазий, внимание к деталям, хорошая работа над характерами персонажей, сюжетом, технической и боевой частью.

Хоть в чём-то данный цикл не разочаровал - заключительная часть получилась очень недурной.