четверг, 6 мая 2021 г.

Второй сорт. Не брак

Закончил рыскать по космосу и решил переключиться на японские ролевушки. Достал было заброшенную Final Fantasy XV и... отложил обратно. Непривычно вдруг как-то, что-то явно не то... Да и вообще начал разочаровываться в любимой серии игр Final Fantasy - главным образом, из-за отказа от системы пошаговых боёв и постепенного дрейфа в сторону рубилок типа люто нелюбимых мной Diablo и Dark Souls.

Так а во что поиграть-то, если по-старому, по-привычному? В каких японских ролевушках сейчас можно биться с врагами не лихорадочно дёргаясь и напрягая рефлексы, а лениво почёсываясь и выбирая подходящий вариант действий, как в старых-добрых частях "финалок"? Есть вроде матёрая серия Dragon Quest... но играть в это долго не могу: от приторного изобразительного стиля Акиры Ториямы меня почему-то тошнит. Укачивает, наверное :) Есть улётная и юморная серия Disgaea с отличной боёвкой... только это не ролевушки, а тактические стратегии - на них особым образом настраиваться надо.

И вот попалась на глаза серия Trails от компании Falcom - там целая куча игр, которые складываются в самостоятельную подсерию в длиннющей линейке The Legend of Heroes. При этом сама серия дробится дальше на отдельные арки: Trails in the Sky - это первые 3 игры, потом идут 2 следующие - Trails from Zero и Trails to Azure (Zero no Kiseki и Ao no Kiseki) и дальше ещё 4 - в арке Trails of Cold Steel.

Пока что успел целиком пройти первую Trails in the Sky, застрять и бросить в финале вторую - из-за какого-то глюка в компьютере небесного города, на генерации именной копии "Госпела". Что там было дальше, досмотрел на Youtube. Потом так же, но частично - третью часть, Trails from Zero и Trails to Azure - кусок начала и финал в каждой игре, а основное развитие сюжета со спойлерами в них почитал на Kiseki Wiki. Чтобы не тратить время на эти долгие, чересчур замороченные, а то и просто не переведённые с японского игры. Потом прошёл целиком первую Trails of Cold Steel, сейчас гоняю во вторую.

Ну так вот, пока длинные выходные и с "Гинтамой" перерыв длиной в неделю, распишу про свои впечатления...

Сюжет

Главный и огромный плюс серии. В отличие от "финалок", где новая игра серии обычно переносит действие в какой-то совершенно новый мир, здесь на протяжении множества игр развивается одна общая история. Главные герои могут меняться, а место действия переноситься в другую страну, но антураж тут всегда постоянен. В результате получился такой сериал, полный подковёрных политических интриг, внезапных поворотов, ну и конечно - славных похождений доблестных приключенцев по отдельным закоулкам огромного мира.

В общем, есть тут большой континент под привычным русскому уху названием "Земля"... хотя, после японской фонетической обработки он превратился в загадочно мурлычащую Земурию. Тамошнее человечество, пережившее падение древней высокоразвитой цивилизации и следом тёмное средневековье, сейчас живёт в эпоху бурной промышленной революции. За 50 лет с открытия нового источника энергии у людей стала налаживаться почти привычная нам жизнь: вошли в обиход автомобили, поезда и даже летучие корабли - в целом всё очень напоминает стимпанковский мир "Стального Алхимика". Разве что источник энергии тут особенный - это цветные шарики, типа материи из седьмой "финалки". Шарики вытачиваются из осколков кристаллов, а кристаллы - это какая-то там кристаллизованная мировая энергия. На этих вот вечных шариковых батарейках там всё и работает.

Действие игр разворачивается в основном в западной части континента, хотя упоминаются страны, лежащие восточнее. Такие как Леман, вотчина для двух самых влиятельных организаций континента: гильдии добреньких помощников-защитников людей - Брасеров (как-то мне не с руки звать их буквально "Нарукавниками"... или "Перчаточниками"... или "Рукавистами"... или "Нарученцами"), а также Фонда Эпштейна - общепризнанного центра передовых исследований в области технологического прогресса... на самом деле, нет: потом постепенно выяснится, что кое-кто ворочает технологиями покруче.

Значительную часть западной Земурии занимает империя Эребония (ну и имечко, блин: Эреб - древнегреческое олицетворение вечного мрака). В этой стране происходит действие 4-х игр Trails of Cold Steel. Типичная агрессивно-напористая держава, обожает строить танки, железные дороги и, по-немецки покрикивая, захватывать земли соседей. Флагман по части тяжёлой промышленности в западной части континента. Испытывает кризис устаревшей сословной системы, веками делившей общество на знать и чернь.

К востоку от неё раскинулась республика Кальвард. Хаотичная демократия, которая сама не знает чего хочет. Заклятый враг Эребонии, потому что тоже здорово разрослась и привыкла много вкусно жрать. Пионер и ведущая страна в автомобильной отрасли. Испытывает миграционный кризис в связи с наплывом беженцев с востока. Больше о стране особо ничего не известно, но в августе 2021-го обещают выход в Японии новой игры Trails in the Dark (Kuro no Kiseki), действия которой развернутся именно в Кальварде.

Между двумя сверхдержавами затесалось маленькое полуавтономное недоразумение под названием Кроссбелл. Является объектом притязаний обоих своих соседей и причиной нескольких прошлых войн. Самый продвинутый по уровню жизни регион континента и крупнейший финансовый центр. Отличается наличием первого в мире небоскрёба, мобильной связи и интернета на шариковой тяге. Район управляется продажными политиками, с потрохами купленными Эребонией и Кальвардом. Во внутренней политике полный бардак, а на улицах - разборки мафии с триадами. Полуофициальное название - Город Греха. Место действия второй по хронологии дилогии: Trails from Zero и Trails to Azure, которая пока официально не переведена с японского. Также осенью 2021-го игры обещают выпустить в Steam, но и там они заявлены только на японском, китайском и корейском языках. Имеется корявенький фанатский перевод на английский.

На юго-западном побережье континента, гранича с Эребонией и Кальвардом, расположилось маленькое и тихое, но своенравное королевство Либерл. 10 лет назад обломало зубы Эребонии в Стодневной войне с помощью своих летучих штурмовых кораблей и блестящего стратегического гения Кассия Брайта - одного из четырёх сильнейших воинов на всём континенте. Страна является мировым лидером в авиастроении. Место действия самой первой трилогии - Trails in the Sky.

Где-то на северо-востоке стоит Священный Город Артерия - религиозный центр континента, главный город всех церковников. Кроме отправления обрядов и восхваления богини, здешняя церковь занимается поиском и изъятием артефактов древней цивилизации - чтобы не ходили по рукам кого ни попадя. А то мало ли что... Кроме этого, также занимается выслеживанием и ликвидацией опасных еретиков. Для таких операций по всему континенту шныряют особые спецагенты церкви - Рыцари Грааля. За одного такого играешь в третьей части Trails in the Sky.

Септианская Церковь также выполняет важную образовательную миссию, давая начальное образование всем жителям континента. В каждом соборе подавляющего большинства стран проводятся классы Воскресной Школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет, где служащие церкви преподают основы арифметики, географии и истории. В отдалённых районах, где у церкви нет своих приходов, занятия проводят странствующие миссионеры. 

Кроме этого, церковь - главный поставщик лечебных средств для населения. То есть, несмотря на незначительный территориальный размер, эта организация обладает сильнейшим влиянием на всём континенте. Поэтому даже окончательное решение о признании политической независимости той или иной страны в конечном итоге зависит от благословения Папского Престола.

Кроме церкви, на континенте действуют и другие влиятельные организации, которые не подчиняются никаким правительствам. Например, упомянутые Брасеры - международная сеть добреньких помощников по решению проблем за ваши деньги (в политику и военные дела стараются не лезть). Своей главной задачей заявляют обеспечение безопасности простых граждан. Но иногда привлекаются и властями государств - для помощи в разрешении каких-нибудь серьёзных проблем уже на высшем уровне. По этой причине не особенно любимы полицией и военными практически по всему континенту.

У Брасеров есть антиподы и злейшие конкуренты - Егеря. Этакие высококлассные наёмники-головорезы, готовые на всё ради денег. Обожают немецкое слово "Ja". Часто содержатся разными богачами в качестве частных армий, а также привлекаются для самых грязных и кровавых операций. Среди множества корпусов, как правило, преобладают деловые отношения, и какой-то вражды ПОЧТИ не бывает. Однако жестокие побоища между подразделениями егерей, нанятых враждующими клиентами, - обыденное явление в этом бизнесе.

А ещё есть тайное общество, которое приводит в действие какой-то грандиозно запутанный план. Какой - никому не рассказывает (потому наверно, что слишком долго объяснять). Имеет в составе бойцов, выносящих в одиночку целые армии. Оснащает своих членов неизвестными устройствами собственного производства, принцип работы которых ставит современную науку в тупик. Обожает проводить эксперименты, не сковывая себя моральными принципами.

А ещё - тайный культ демонопоклонников, отрицающий "фальшивую богиню". Имеет сеть нелегальных притонов, где скрупулёзно фиксирует запретные шалости влиятельных персон. Которых потом по-доброму убеждают принимать нужные для культа решения. Занимается производством наркотика, дающего обычным людям неестественные способности. Обожает проводить аморальные и бесчеловечные эксперименты.

И вот вся эта катавасия заваривается, тесно переплетаясь и по ходу действия кусая себя за разные части другими своими частями. Вот так и разворачивается этот долгоиграющий захватывающий сериал. Сюжет тут не такой глобально-эпичный, как в "финалках", он больше сосредоточен на подробном рассмотрении разных мелочей, что, оказывается, тоже иногда бывает интересно. Если охота много читать...

Графика

Главный минус всей серии - убогий и технологически отсталый внешний вид. К графике создатели относятся халтурнее всего: в каждой арке все игры просто отштампованы на одном и том же движке и визуально друг от друга почти не отличаются. Даже в серии Trails of Cold Steel с лучшим на данный момент визуальным наполнением на полу локаций часто видны повторяющиеся клетки текстур - просто натянули по принципу "И так сойдёт". Ну и убогая анимация: в игре Trails of Cold Steel, вышедшей на Playstation 3 и 4, персонажи двигаются, как деревянные куколки. Тут её посрамит даже старая первоначальная версия Final Fantasy XII, выпущенная ещё на второй плойке. Короче, рядом с серией "финалок" работа художников и аниматоров Trails откровенно проигрывает.

Музыка

Хороша почти везде. Есть несколько халтурных моментов в первой и второй Trails in the Sky: в заставках слышно, как неопытная певица плохо справляется с голосом. А ещё гитарная тема встреч со злодеями звучит, как будто из пустой железной бочки. Во всём остальном - достойная и профессионально исполненная музыка. Она не роскошна, как в "финалках", но всё равно очень хороша.

Игровой процесс

Боёвка - самое интересное для меня. Хвала небесам - пошаговая, чем-то напоминает Grandia 2 и Disciples 3. Есть поле, поделённое на клетки. Свободно ходишь по нему, гоняясь за врагом, если в руках оружие ближнего боя. Или удираешь, если ты стрелок. Сбоку показывают очерёдность ходов и иногда выпадающие бойцам эффекты. Действуешь, выбирая в круговом меню своего боевого шарикового процессора: тупо вломить оружием, вжарить местной шариковой магией или отколоть какой-нибудь особый приёмчик. 

Для магии и приёмов есть по своей отдельной шкале запаса энергии: магия в бою не пополняется, а энергия навыков растёт, когда даёшь кому-нибудь по морде или огребаешь сам. Поэтому я всегда шарашу возобновляемыми навыками, а ограниченную магию оставляю про запас на самые тяжёлые случаи. К тому же, магия врубается не сразу, а какое-то время заряжается - не очень удобная штука в бою. 

Ну и конечно, есть суперприёмчики, которые требуют не меньше 100 единиц энергии и при запуске выжирают до нуля сразу всю шкалу. Так что стратегия у меня простая: набить оружием шкалу навыков до максимума - до 200, потом растратить на приёмы до 100 единиц, а затем накрыть ультой. Простенько и со вкусом.

Оснащение стырено из Final Fantasy 7: суёшь шарики в ячейки - меняешь свои характеристики и получаешь какую-то магию. Ну и по мелочи всё как обычно: можно закупаться шмотками, оружием, бутылками, жратвой (она тоже лечит), а ещё иногда улучшать оружие. Дёшево и сердито.

Перенос сохранения завершённой игры в следующую. Формально есть, но во второй части Trails in the Sky заметил, что моя героиня вместо 75-го уровня, который я набил в первой, имеет только 60-й. В Trails of Cold Steel та же история - с 60-го упал на 40-й. Но хоть на том спасибо: в первых частях приходилось очень осторожно решать, как вести бой даже со средними по силе противниками. Зато во вторых несёшься, как паровоз - сметаешь всё, что стоит на пути.

Персонажей выше крыши, хотя игровых не очень много. Зато герои, за которых играл в прошлых частях, могут появиться в следующих и сыграть какую-то роль уже там, продолжая свою историю уже независимо от тебя. Приятное свойство сквозного сюжета :) Square, конечно, пытались эксплуатировать эту ностальгическую тему, сгоняя вместе главных героев прошлых частей, но это было не в ролевушках, а в файтингах серии Dissidia и вышло там не очень удачно.

Шаблон развития не похож на заданный в Final Fantasy и Dragon Quest: "в начале шарахаешься от любой козявки, в конце запинываешь божество". Здесь уже в начале игры попадаются хитровыделанные монстры, способные подгадить даже прокачанной партии героев: например, при гибели взорваться с немалым уроном, или при атаке расплескать какую-нибудь ядовитую гадость, или контузить одного из твоих, который будет потом метаться по полю боя и гасить товарищей... Общий же шаблон повествования сводится к схеме:

- заимел на руках проблему (пропал близкий человек или ещё что),

- надеясь решить её, поступил на работу по мелким поручениям,

- получил странный заказ,

- всё завертелось,

- вскрылся страшный заговор,

- злодей засел в какой-нибудь непостижимой хренотени,

- победа, злодею конец,

- хрен тебе, а не победа - бегом покупай нашу новую игру!

Ну и ещё про то, что бесит... В Trails in the Sky часто злоупотребляют бесячими запутанными лабиринтами, да ещё для полного счастья карту отключают - продирайся вслепую как хочешь. Там же из-за небольшого количества локаций (место действия - маленькая страна, всего 5 основных областей) бесконечно гоняют героев по кругу по одним и тем же достопримечательностям.

Идиотские мини-игры: плавание, катание на мотоцикле, рыбалка эта дурацкая - никак на сюжет не влияют, просто бессмысленно убиваешь время в игре, которая и без того очень долгая. Хорошо ещё, принудительно рыбачить не заставляют - а то ненавижу рыбалку, хоть и живу в рыбацком городе у моря.

Бесконечная трепотня. Подавляющее большинство персонажей обожают трепаться по любому поводу и без. Текста пролистывать приходится очень много: сценаристы залили игру просто морями-океанами воды. С одной стороны, ненавязчиво и мимоходом - безо всяких там "Кодексов", а просто в разговоре - кто-нибудь расскажет немного об истории, географии, политике мира и т.д. Так незаметно складывается логичная и стройная картина большого мира. Но в то же время полно просто бессмысленной трескотни ни о чём. И всё это длится так долго, что иногда начинаешь думать: "Блин, ну когда они уже заткнутся наконец?". А кроме этого также есть газеты и книги, где полно полезной или просто занимательной информации. Но эту часть игры я уже просто игнорирую из чистой усталости - постоянно читать реально надоедает. Даже в Planescape Torment до такой стадии у меня не доходило.

Неубиваемые и всемогущие злодеи. Гасишь-гасишь такого, побеждаешь, а потом он в скриптовой сценке вдруг бодро вскакивает, укладывает всю партию одним ударом, показывает язык и хохоча убегает. Потом находишь другого такого же, и всё повторяется. И снова. И опять. Бесконечно. Обидно, понимаешь...

Всякое личное

От Trails in the Sky ощущения остались смешанные, но увлекательный сюжет перекрывает все недостатки. Первая часть Trails of Cold Steel напомнила мою самую любимую Final Fantasy VIII: военная академия для подростков, которых высылают на боевые задачи для практики. А потом по знакомой схеме: война, неразбериха, скитания по миру, открытие большой тайны, заключительный кирдык с последней битвой и счастливым концом. Но до суперкирдыка, похоже, ещё далеко: всё, что было всего в одной лишь восьмой "финалке", тут, видимо, решили растянуть аж на четыре игры. 

Уловил там ещё элементы серии Persona: периодически тоже учишься, сдаёшь контрольные, прокачиваешь связи с одноклассниками... и даже говорящая котяра появляется :)

Ещё понравилось в арке Trails of Cold Steel, что проходить все игры подряд необязательно, чтобы быть в курсе всех событий. Если хочется, можно запустить самую последнюю, четвёртую часть, где перед игрой можно будет почитать в сжатом виде историю и устройство мира, а также о событиях в предыдущих сериях. Но только арки Эребонии, про события прошлых не рассказывают. А жаль, ведь в четвёртую часть игры запихнули главных героев из арок Либерла и Кроссбелла...

Если подытоживать, то как замена для вырождающихся "финалок" эта серия вполне сгодится, пускай даже по внешнему виду она значительно отстаёт. Хотя, в ролевушках главное не графика, а по большей части игровая механика с сюжетом. С механикой тут всё вполне сносно, а сюжет так вообще выше всяческих похвал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий